данный
файл скачен с http://sovetnic7.narod.ru/
10
способов убить программу качества
(Юмористический
подход к серьезной проблеме)
К. В. Буррилл
Президент
Burill-Ellsworth Associates, Inc., Д-р
математики, член Американского общества качества
Ежегодно вынашивается множество программ
качества, но многие из них умирают, так и не оперившись. Инструменты качества
тоже часто разделяют подобную судьбу. Например, за десятилетие была расформирована
половина кружков качества, организованных по инициативе 500 компаний.
Несомненно, что на арене качества протекают два фундаментальных процесса: процесс
вынашивания программ улучшения качества и процесс их уничтожения. Просто
наблюдая поразительные объемы результатов этих процессов, становится
очевидным, что в осуществление программ качества вовлечено много людей, задача
которых состоит в том, чтобы преобразовать живую программу в мертвую. Возникает
серьезный вопрос, неужели они делают эту работу впервые? Уничтожают ли они
свои программы методично и эффективно или же они добиваются этого только после
нескольких неудачных запусков программы и нежелательных признаков успеха? Размышляя
над этим, я пришел к выводу, что работа по уничтожению программ качества
выполняется неквалифицированно. Поэтому я предлагаю 10 способов улучшить
деятельность по убиению программ качества.
Обычно считается, что хорошее качество любого
изделия лучше всего может быть достигнуто за счет большого внимания основному
процессу производства. Процедуры процесса должны быть улучшены и
документированы, для всех составных частей должны быть установлены стандарты,
должны быть установлены соответствующие точки контроля, работники должны быть
надлежащим образом обучены и мотивированы и так далее. Хотя эти действия могут
и должны применяться к любому процессу, беглый анализ литературы наводит на мысль,
что для процесса убиения программ качества делается мало.
Больше того, кажется, что эта область
недостаточно исследована. Есть некоторые свидетельства, что НАСА имеет группу,
изучающую этот вопрос, и ходят слухи, что министерство обороны финансирует эти
исследования, но те, кто убивают программы качества, финансируются по большей
части плохо. Большинство, предоставленное самому себе, просто выкарабкивается.
Я не буду давать исчерпывающее исследование
разработки процесса уничтожения, но просто предложу ряд советов, которые
помогут людям делать такую работу прямо сразу. Эти советы, родившиеся в
результате эмпирических исследований деятельности многих организаций, адресованы прежде всего практикам. Академики проглядели
момент для разработки методологии процесса убиения программ
качества. В действительности же эта сфера — нетронутое поле для исследований.
Я надеюсь, что статья вдохновит исследования в этой области и, возможно,
породит несколько докторских диссертаций в области философии убиения качества.
Совет № 1. Наденьте шоры
Джон — менеджер подразделения Tunnel Vision-ware, изготовителя специального оптического оборудования. Недавно он
присутствовал на совещании, посвященном новой программе качества компании. Докладчик
за докладчиком объясняли потребность в качестве, подчеркивая, что японцы
жестко наказывали компанию, сражаясь за рыночную долю. Джон едва смог
сдержаться на совещании. Позже, обращаясь к своему персоналу, он взорвался:
«Что случилось с теми докладчиками? Они не понимают нашу компанию. С нашими
изделиями все в порядке. Мы занимались вопросами качества годы, и наши изделия
лучше, чем когда-либо. Мы могли бы даже продавать их в Токио, если бы только
японцы вели честную игру и открыли нам свой рынок. Мы должны убрать их с
нашего рынка, пока они не пустят нас на свой. Тогда
люди покупали бы нашу продукцию и видели бы, как она хороша».
Чтобы убить программу качества, не позволяйте
вашей интуиции омрачаться фактами. Помните, истина — вечна. Если мы производили изделия высокого качества
тогда, то производим изделия высокого качества и теперь. Если мы прежде были
лучше конкурентов, то мы и теперь лучше всех.
Совет № 2. Продавайте шипенье поджариваемого
бифштекса, а не сам бифштекс
Корпорация Flash начала
программу качества с ударной акции: день обещаний, флаги, оркестр, известные
спикеры, клоуны и сувенирные авторучки (большинство из которых даже работало),
украшенные броским лозунгом. После этой акции менеджеры привычно усаживались и
ждали, когда работники улучшат качество. И те ждали, и эти ждали.
Хороший способ убить качество — сделать его перекрестком между цирком и
телевизионной феерией. Ради бога, не придавайте ему никакой сущности. Пусть
это выглядит как специальная программа года, а не продолжающаяся программа.
Сообщите работникам, что делать. И пусть они сами соображают, как делать это.
Совет № 3. Верьте, что качество бесплатно
Когда компания S.K. Rouge начала
программу качества, Мэри искренне поверила в это. Она подготовила несколько
предложений по улучшению процесса производства и пошла к начальнику с просьбой
о выделении ресурсов для реализации предложений. Она наткнулась на каменную
стену. «Ну-ну», — сказал он. «Вы же знаете, что дешевле делать работу правильно
с первого раза, чем переделывать ее. Вы же слышали, что качество бесплатно. Вы
должны суметь сделать такие изменения, которые дадут вам экономию благодаря
меньшим переделкам. Фактически я должен сократить ваш бюджет, чтобы у вас появился
реальный стимул для достижения качества».
Чтобы убить программу качества, забудьте об
инвестициях сегодня и отдаче завтра. Верьте, что есть такая вещь, как бесплатный завтрак. Выжимайте сок из этой
репы. Работники смогут это сделать, если действительно постараются.
Совет № 4. Не приводите их в восторг
Чтобы правильно начать программу качества,
корпорация Sideshow назначила вице-президента по качеству и
потребовала, чтобы каждый отдел, в свою очередь, назначил одного человека на
должность менеджера по качеству на полную рабочую неделю. Эти менеджеры должны
были стать местным центром по вопросам качества и служить связующим звеном
между отделами и вице-президентом. Поскольку менеджеров по качеству нужно было
назначать из числа имевшихся сотрудников, каждый руководитель отдела тщательно
проанализировал свой персональный состав с тем, чтобы найти человека, которого
можно было бы безо всяких потерь перевести на новую должность. В результате
созданная разношерстная команда не имела никакого уважения или авторитета и
ясно продемонстрировала истинное отношение компании к программе качества.
Чтобы убить программу качества, дайте знак,
что это на самом деле неважное дело. Назначайте никому неизвестных лиц на работу по качеству; вводите качество
после слонов в ежегодном цирке компании. Рекламируйте его в процессе последнего выступления. Пусть его девизом
будет «слишком мало, слишком поздно».
Совет № 5. Не позволяйте вопросам качества
мешать важной работе
Когда Том и его сотрудники в компании Rong Ball услыхали о кружках качества, им понравилась
эта идея. И тогда они стали собираться вместе, провели несколько
встреч-совещаний, сумев решить одну проблему, которая беспокоила их в течение
некоторого времени. Довольные собой, они попросили, чтобы им было выделено
время в календаре руководителя отдела для представления их идеи. Они мучались
над будущим представлением, вновь и вновь репетируя свой доклад.
В назначенный день группа пришла в офис
руководителя только за тем, чтобы узнать, что его сегодня не будет и вместо
него сообщение выслушает его помощник. Это был последний раз, когда собирался
этот кружок качества.
Чтобы убить программу качества,
удостоверьтесь, что каждый сотрудник понимает, что не должен мешать важному
бизнесу. Поддерживайте качество по возможности,
но не позволяйте оказываться ему на вашем пути.
Совет № 6. Указывайте пальцем на другого
парня
Обсуждение было настолько стандартным, что
могло произойти почти в любой группе в любой компании. Обсуждался вопрос, какие
проблемы с качеством существуют в отделе. Группа решила, что поставщики давали
им дефектные изделия, что отделу кадров следует изменить систему оценок,
бухгалтерии необходимо изменить схему счетов для получения лучших данных,
высшему руководству необходимо внести ясность в отношении ответственности, что
отдел информационных систем дает плохие отчеты и ошибочную информацию и так
далее и тому подобное. Короче говоря, казалось, что все проблемы отдела — это
ошибки кого-то другого. Или, по крайней мере, ничего нельзя сделать для
улучшения работы отдела, пока все другие не сделают то, что они, якобы,
должны.
Чтобы убить программу качества, позвольте
каждому спросить: «Что могут сделать другие, чтобы улучшить качество нашей работы?»
Придерживайтесь позиции, что «у нас
будет все в порядке, как только все они сделают все то, что нужно».
Утверждайте, что ни одна из малых проблем не прояснится, пока не будут решены
глобальные проблемы. Поддерживайте идею, что, как только у председателя будет
все хорошо наверху, будет хорошо и внизу.
Совет № 7. Оставьте это бобру
Отдел информационных систем (ИС) компании Quality Watch начал программу качества и назначил ряд людей отвечать за контроль качества,
чтобы способствовать продвижению проекта. На этих людей была возложена
ответственность за проверку, что все изделия отдела отвечают заданным требованиям.
Особый акцент был сделан на системы новой разработки, потому что правильно
было признано, что важный ключ к качеству ИС — свободное от ошибок программное
обеспечение.
Дополнительно группа контроля качества
учредила тщательно разработанную систему испытаний и анализа в процессе
разработки программных приложений. Каждый продукт должен был пройти тщательную
проверку со стороны группы контроля качества прежде, чем он мог использоваться
другими. Группа контроля качества дала всем понять, что нельзя говорить о
качестве, пока она не скажет, что изделие обладает качеством.
Разработчики программных продуктов
возненавидели новый подход. Раньше они сами отвечали за качество продукта, но
согласно новой схеме эта ответственность была передана группе контроля качества.
Со временем чувство обиды на группу контроля качества росло. Постепенно стала
преобладать позиция, «если они отвечают, пусть сами и ищут ошибки». В конце
концов, это привело к появлению таких ошибок, которые люди из группы контроля
качества не могли выявить, — ситуация, демонстрирующая, у кого мозги лучше. И
это сделало работу забавной.
Чтобы убить программу качества, сообщите
людям, что «качество — работа
общая», но ответственность за качество поручите специальной группе. Тогда
каждый будет знать, что утверждение «общая работа» — только лозунг. Люди очень
скоро поймут, что не следует беспокоиться об ошибках, потому что кто-то еще
будет их вылавливать. Поощряйте позицию типа: «Что мне беспокоиться? Это — их
работа; пусть они и делают ее». Чтобы обогатить их работу, научите их играть в
игру под названием «поймай меня, если сможешь».
Совет № 8. Убейте посыльного
В одном из отделов ИС группа прикладного
программного обеспечения должна представлять модули новой разработки
независимой испытательной группе для проверки. Ошибки должным образом фиксируются,
и дефектные модули возвращаются разработчикам со списком обнаруженных
дефектов. Последующая стандартная процедура
для группы разработчиков состоит в
восстановлении модуля и представлении его для вторичной проверки.
На вторичную проверку должны
предусматриваться время и средства. Поэтому г-н Нусеман,
менеджер отдела, должен считать каждый дефект, как черный шар бригаде. Чем
больше вторичных проверок, тем более низкий рейтинг в оценке работы бригады.
Тогда, чтобы избежать низких оценок, бригада просто не стала проводить
вторичных проверок. Они исправляют продукт и отгружают его, держа при этом
скрещенные пальцы (существует поверье, что скрещенные пальцы способствуют
успеху, — прим. пер.), надеясь, что исправление корректно. Они предполагают,
что некоторые из отправленных изделий дефектны. Но что более важно — качество
или личная безопасность?
Если Вы хотите убить программу качества,
относите недостатки на чей-либо счет. Обвиняйте людей, но не процесс. Используйте информацию о дефектах в
процессе оценки. Если измерения качества не показывают улучшений, накажите
людей. Ваше декларируемое качество будет, несомненно, улучшаться даже, когда
фактическое качество снижается. И появится очень хороший шанс для смерти
программа качества.
Совет № 9. Будьте лицемером
Подобная группа разработки программных
приложений могла быть почти в любом отделе ИС. Настолько стандартна история.
Группе было сказано, что перед ней стоят три задачи: выпустить продукт в срок, остаться в пределах бюджетных средств и
удовлетворить все требования, предъявленные к продукту. Неминуемо, ошибки
случаются всегда. Невозможно решить все задачи, и наступает момент истины.
Какая задача должна быть сорвана? Каждый в ИС знает ответ: обеспечение
требований, предъявленных к изделию, то есть — качество. Каждый сотрудник
знает, что руководители ИС говорят о качестве, но вознаграждают за выполнение
сроков сдачи продукта. Обеспечивайте сроки, и вы будете процветать. Боритесь за
качество, и ваше резюме будет «в ажуре».
Чтобы убить программу качества,
удостоверьтесь, что качество не входит в процесс оценки. При этом следует хорошо помнить одну общую
фразу, типа «вся работа должна соответствовать высокому стандарту», но не нужно
иметь чего-нибудь измеримого. Далее убеждайте, что вы оцениваете такие трудно
измеряемые факты, как соблюдение графиков и бюджета. Еще лучше, если вы
оцениваете чью-то ценность по факту, находится ли он в офисе с 9 утра до 5
вечера.
Совет № 10. Учитывайте только вершину
айсберга
Президент компании Morey-Bund Group был привержен идее качества. Некоторое время назад он начал неплохую
производственную программу. Узнав несколькими годами позже о всеобъемлющем
управлении качеством, он направил свои усилия в области качества на
исследования, разработку, поставку и другие существенные функции, связанные с
производством. Но он полностью игнорировал область ИС. Так или иначе, ему не
приходило в голову, что информация является продуктом. В конце концов, ее нет
в каталоге, и это точно не сервис. При этом не случалось такого, чтобы
президент рассмотрел и затем отбросил область ИС; он просто не рассматривал
эту область вообще. Для него она была чем-то сродни воздуху, которым он дышал.
Он действительно не осознавал ее присутствие, даже хотя без нее не смог бы
выжить. Так ИС были оставлены в покое. В результате счета компании все еще
имеют ошибки, внутренние отчеты иногда неправильны, счета на закупку
материалов содержат упущения, большой процент платежных чеков ошибочен, и
клиенты для удовлетворения их потребностей начинают обращаться в другие места.
Чтобы убить программу качества, отделите
информационные продукты от усилий в области качества. Это закончится частичным качеством, но это
утонченный способ уничтожения программы качества, потому что ведет к медленной
смерти. Частичное качество — это примерно то же самое, что быть немного
беременной. И по аналогии с такой беременностью, частичное качество — вещь
нереальная. Испытывая нехватку информации по качеству, компания постепенно
теряет землю под ногами в пользу конкурентов. В итоге компания угаснет вместе с
программой качества.
Смерть качества
Итак, есть 10 способов уничтожить программу
качества. Конечно, всегда найдутся люди, которые будут неправильно пользоваться
инструментом, и нет никаких сомнений в том, что подобная судьба постигнет и
мой список. Некоторые неуклюжие практики будут даже искажать мои советы. В
процессе они могли бы улучшать программу вместо продвижения ее к забвению. Но
чего же можно ожидать? Ошибки неизбежны. Мы все хорошо знаем это.
Источник: Ten Ways to Kill a Quality Program. — Quality
Progress, 1991, vol. 24, No 4, p. 87-89.
Перевод: Ю. А. Стерьхов