данный файл скачен с http://sovetnic7.narod.ru/
Анализ и оценивание затрат на качество
В
современных условиях жесткой конкуренции, когда рынок завоевывается качеством,
необходимо, чтобы любое решение в области качества имело свое экономическое
обоснование- При этом, концепция экономической оценки
затрат на качество, принятая в стандартах ИСО серии 9000, может рассматриваться
как инструмент, который позволяет определить экономические последствия решений,
принимаемых в рамках системы менеджмента качества, оценить убытки от
Организация
учета, анализа и оценки затрат на качество необходима для принятия
управленческих решений по следующим вопросам:
·
инвестиции в
улучшение качества;
·
обеспечение
качества изготовления продукции и совершенствование технологии производства;
·
развитие
производства;
·
разработка и выпуск
новой продукции;
·
обеспечение
интересов поставщика и потребителя.
Анализ и
оценивание затрат на качество служат неотъемлемой частью финансовой стратегии
предприятия. Однако, далеко не всегда существует адекватное понимание как
самих терминов «анализ затрат на качество» и «оценивание (оценка) затрат на
качество», так и деятельности, которая при этом подразумевается.
Понятие
«анализ затрат на качество» может рассматриваться как метод исследования затрат
на качество или как деятельность в системе качества. В дальнейшем под анализом
затрат на качество будет пониматься деятельность по изучению затрат на
качество, призванная обосновать с научных позиций решения и действия
организации в области качества и способствовать выбору лучших вариантов действий.
Оцениванием
затрат на качество следует считать деятельность, связанную с определением
взаимосвязи затрат на качество с экономическими показателями деятельности
организации. Оценивание затрат на качество является непосредственным
продолжением анализа и проводится в организации с целью получить,
экономическую информацию для принятия высшим руководством решений в области
качества. Оценивание затрат на качество может проводиться по различным
критериям в зависимости от целей организации в области качества или от
характера информации, которая необходима для принятия экономически обоснованных
решений в области качества.
Анализ
практики работы в этом направлении отечественных и зарубежных предприятий и
организаций позволяет выделить несколько основных подходов к оценке и анализу
затрат на качество. Выбор того или иного подхода зависит от целей, которые
ставит перед собой руководство предприятия: необходимо четко представлять,
какая информация должна быть получена в результате анализа, и оценить
возможность ее получения при применении выбранного подхода.
Основные
цели анализа и оценивания затрат на качество перечисляются ниже:
·
выявление и
оценка размеров необходимых инвестиций в обеспечение (гарантию) и улучшение
качества;
·
обеспечение
требуемого качества выпускаемой продукции при минимизации общих издержек на ее
производство и эксплуатацию;
·
выявление
взаимосвязей затрат на качество и результатов хозяйственной деятельности
предприятия;
·
определение
критических областей производственной деятельности, требующих принятия мер по
совершенствованию организации производства.
Анализ
затрат на качество можно проводить по пяти направлениям:
1)
анализ потерь
вследствие неудовлетворительного качества продукции;
2)
анализ
потенциальных источников потерь;
3)
анализ по видам
затрат на качество в соответствии с классификацией А. Фейгенбаума*;
4)
анализ затрат на
качество по видам деятельности;
5)
анализ затрат на
качество, связанных с процессами.
Выбор
направления анализа затрат на качество в организации будет, как уже отмечалось,
непосредственно зависеть от целей, достижение которых преследует проводимый
анализ. В табл. 1 показано, в
каких случаях могут быть использованы различные виды анализа затрат на
качество.
Ниже, в
качестве примера рассматриваются третий и четвертый из перечисленных видов
(методов) анализа.
Метод
определения и анализа затрат на обеспечение качества по их видам в соответствии
с классификацией А. Фейгенбаума используется, когда
необходимы постоянная идентификация и контроль за затратами, связанными с
качеством. Информация о затратах при использовании __________________
* С этой
классификацией читатели могут более подробно познакомиться, обратившись к
британскому стандарту BS 6143, часть 1
этого метода может быть
получена из данных бухгалтерского учета или из специально организованного
учета затрат на качество на основе вспомогательных субсчетов. При этом, анализу
могут подвергаться не только конкретные величины затрат, но и их процентное
соотношение между собой и его изменение во времени (рис).
При
проведении анализа затрат на качество на основе классификации А. Фейгенбаума необходимо обязательно учитывать, что:
·
спрос на
продукцию зависит не только от качества продукции, но и от целого ряда внешних
факторов, зачастую не поддающихся контролю,
·
на раннем этапе
внедрения системы качества и при проведении мероприятий по улучшению качества
неизбежны капитальные вложения, а значит, отдельные группы затрат могут
изменяться скачкообразно вне зависимости от изменения качества продукции,
·
на раннем этапе
внедрения системы менеджмента качества неизбежно возрастут внутренние потери
из-за дефектов и несоответствий не потому, что снижается качество продукции, а
потому, что возрастает эффективность контроля.
Метод
анализа затрат на качество по видам деятельности в системе качества
используется, когда необходимо идентифицировать критические области
производственной деятельности, оптимизировать затраты на качество, выявить
неэффективные виды деятельности и снизить затраты на качество без ущерба
самому качеству. Основным источником информации о затратах на качество в этом
случае будут данные специального (управленческого) учета на основе ведении
субсчетов. Планирование и учет затрат на качество осуществляются на основе
бюджетов подразделений предприятия, Использование бюджетного метода
планирования затрат на качество позволяет проводить анализ затрат на качество
сразу несколькими способами в зависимости от целей анализа.
Первый
способ — это мониторинг отклонений фактических затрат на качество от
запланированных в соответствии со сметами по каждому виду деятельности или
центру деятельности- Данный способ анализа затрат
применяется в том случае, когда необходима оперативная корректировка расхода
средств. Второй способ аналогичен анализу затрат на
обеспечение качества по видам затрат на качество в соответствии с
классификацией А. Фейгенбаума и позволяет выявить
тенденции изменения во времени как затрат на качество в целом, так и отдельных
групп затрат. Третий способ — это анализ эффективности использования затрат на
качество. Четвертый способ — анализ инвестиций в улучшение качества.
Каждый из
приведенных способов анализа затрат на качество по видам деятельности можно
использовать как самостоятельный вид анализа затрат. Однако, только их
совокупное применение позволит достигнуть наилучшего результата по снижению и
оптимизации затрат на качество.
Как было
сказано выше, оценка затрат на качество является непосредственным продолжением
анализа и может производиться по различным критериям. Для оценивания влияния
затрат на качество на экономические показатели деятельности организации, а
также их взаимосвязи могут быть использованы общие и частные критерии. К общим
критериям относятся:
·
отношение
величины затрат на качество к объему продаж;
·
отношение
величины затрат на качество к величине прибыли;
·
отношение
величины затрат на качество к себестоимости;
·
отношение
величины затрат на качество к величине затрат на качество за предыдущий период.
Перечень
частных критериев определяется экономической службой организации. К частным
критериям могут быть отнесены:
·
соотношения видов
затрат на качество между собой (а соответствии с
классификацией);
·
отношение затрат
на улучшение качества к величине предполагаемой прибыли;
·
отношение потерь
от несоответствия к затратам на их устранение, а также некоторые другие.
Обычно
критерии оценки затрат на качество измеряются в процентах
(%).
Результат
оценки затрат на качество может быть представлен в виде таблицы, пример которой
дан ниже (табл. 2).
В
заключение хотелось бы подчеркнуть, что анализ и оценки затрат на качество
должны быть средством выявления неэффективных или нерезультативных действий в
организации, инициировать действия по улучшению и служить основой для
разработки финансовых подходов к инновациям. Кроме того, информация, полученная
при анализе и оценивании затрат на качество, обязательно должна представляться
руководству организации для ее учета при анализе им системы менеджмента
качества.
Л.
Е. Скрилко, к.э.н..
ведущий
специалист ООО «Конфлакс»,
г.
Санкт-Петербург