данный файл скачен с http://sovetnic7.narod.ru/

 

Анализ и оценивание затрат на качество

В современных условиях жесткой конкуренции, когда рынок заво­евывается качеством, необходимо, чтобы любое решение в области качества имело свое экономическое обоснование- При этом, концеп­ция экономической оценки затрат на качество, принятая в стандартах ИСО серии 9000, может рассматриваться как инструмент, который позволяет определить экономические последствия решений, прини­маемых в рамках системы менеджмента качества, оценить убытки от

Организация учета, анализа и оценки затрат на качество необхо­дима для принятия управленческих решений по следующим вопро­сам:

·        инвестиции в улучшение качества;

·        обеспечение качества изготовления продукции и совершенство­вание технологии производства;

·        развитие производства;

·        разработка и выпуск новой продукции;

·        обеспечение интересов поставщика и потребителя.

Анализ и оценивание затрат на качество служат неотъемлемой частью финансовой стратегии предприятия. Однако, далеко не все­гда существует адекватное понимание как самих терминов «анализ затрат на качество» и «оценивание (оценка) затрат на качество», так и деятельности, которая при этом подразумевается.

Понятие «анализ затрат на качество» может рассматриваться как метод исследования затрат на качество или как деятельность в сис­теме качества. В дальнейшем под анализом затрат на качество будет пониматься деятельность по изучению затрат на качество, призван­ная обосновать с научных позиций решения и действия организации в области качества и способствовать выбору лучших вариантов дей­ствий.

Оцениванием затрат на качество следует считать деятельность, связанную с определением взаимосвязи затрат на качество с эконо­мическими показателями деятельности организации. Оценивание затрат на качество является непосредственным продолжением ана­лиза и проводится в организации с целью получить, экономическую информацию для принятия высшим руководством решений в облас­ти качества. Оценивание затрат на качество может проводиться по различным критериям в зависимости от целей организации в облас­ти качества или от характера информации, которая необходима для принятия экономически обоснованных решений в области качества.

Анализ практики работы в этом направлении отечественных и за­рубежных предприятий и организаций позволяет выделить несколь­ко основных подходов к оценке и анализу затрат на качество. Выбор того или иного подхода зависит от целей, которые ставит перед со­бой руководство предприятия: необходимо четко представлять, какая информация должна быть получена в результате анализа, и оценить возможность ее получения при применении выбранного подхода.

Основные цели анализа и оценивания затрат на качество пере­числяются ниже:

·              выявление и оценка размеров необходимых инвестиций в обес­печение (гарантию) и улучшение качества;

·              обеспечение требуемого качества выпускаемой продукции при минимизации общих издержек на ее производство и эксплуатацию;

·              выявление взаимосвязей затрат на качество и результатов хо­зяйственной деятельности предприятия;

·              определение критических областей производственной деятель­ности, требующих принятия мер по совершенствованию организации производства.

Анализ затрат на качество можно проводить по пяти направлени­ям:

1)                       анализ потерь вследствие неудовлетворительного качества продукции;

2)                       анализ потенциальных источников потерь;

3)                       анализ по видам затрат на качество в соответствии с класси­фикацией А. Фейгенбаума*;

4)                       анализ затрат на качество по видам деятельности;

5)                       анализ затрат на качество, связанных с процессами.

Выбор направления анализа затрат на качество в организации будет, как уже отмечалось, непосредственно зависеть от целей, дос­тижение которых преследует проводимый анализ. В табл. 1 показано, в каких случаях могут быть использованы различные виды анализа затрат на качество.

Ниже, в качестве примера рассматриваются третий и четвертый из перечисленных видов (методов) анализа.

Метод определения и анализа затрат на обеспечение качества по их видам в соответствии с классификацией А. Фейгенбаума исполь­зуется, когда необходимы постоянная идентификация и контроль за затратами, связанными с качеством. Информация о затратах при ис­пользовании __________________

* С этой классификацией читатели могут более подробно позна­комиться, обратившись к британскому стандарту BS 6143, часть 1

этого метода может быть получена из данных бухгал­терского учета или из специально организованного учета затрат на качество на основе вспомогательных субсчетов. При этом, анализу могут подвергаться не только конкретные величины затрат, но и их процентное соотношение между собой и его изменение во времени (рис).

При проведении анализа затрат на качество на основе классифи­кации А. Фейгенбаума необходимо обязательно учитывать, что:

·        спрос на продукцию зависит не только от качества продукции, но и от целого ряда внешних факторов, зачастую не поддающихся конт­ролю,

·        на раннем этапе внедрения системы качества и при проведении мероприятий по улучшению качества неизбежны капитальные вло­жения, а значит, отдельные группы затрат могут изменяться скачкооб­разно вне зависимости от изменения качества продукции,

·        на раннем этапе внедрения системы менеджмента качества не­избежно возрастут внутренние потери из-за дефектов и несоответ­ствий не потому, что снижается качество продукции, а потому, что воз­растает эффективность контроля.

Метод анализа затрат на качество по видам деятельности в сис­теме качества используется, когда необходимо идентифицировать критические области производственной деятельности, оптимизиро­вать затраты на качество, выявить неэффективные виды деятельнос­ти и снизить затраты на качество без ущерба самому качеству. Ос­новным источником информации о затратах на качество в этом слу­чае будут данные специального (управленческого) учета на основе ведении субсчетов. Планирование и учет затрат на качество осуще­ствляются на основе бюджетов подразделений предприятия, Исполь­зование бюджетного метода планирования затрат на качество по­зволяет проводить анализ затрат на качество сразу несколькими спо­собами в зависимости от целей анализа.

Первый способ — это мониторинг отклонений фактических затрат на качество от запланированных в соответствии со сметами по каж­дому виду деятельности или центру деятельности- Данный способ анализа затрат применяется в том случае, когда необходима опера­тивная корректировка расхода средств. Второй способ аналогичен анализу затрат на обеспечение качества по видам затрат на качество в соответствии с классификацией А. Фейгенбаума и позволяет выя­вить тенденции изменения во времени как затрат на качество в це­лом, так и отдельных групп затрат. Третий способ — это анализ эф­фективности использования затрат на качество. Четвертый способ — анализ инвестиций в улучшение качества.


Каждый из приведенных способов анализа затрат на качество по видам деятельности можно использовать как самостоятельный вид анализа затрат. Однако, только их совокупное применение позволит достигнуть наилучшего результата по снижению и оптимизации зат­рат на качество.

Как было сказано выше, оценка затрат на качество является не­посредственным продолжением анализа и может производиться по различным критериям. Для оценивания влияния затрат на качество на экономические показатели деятельности организации, а также их взаимосвязи могут быть использованы общие и частные критерии. К общим критериям относятся:

·              отношение величины затрат на качество к объему продаж;

·              отношение величины затрат на качество к величине прибыли;

·              отношение величины затрат на качество к себестоимости;

·              отношение величины затрат на качество к величине затрат на качество за предыдущий период.

Перечень частных критериев определяется экономической служ­бой организации. К частным критериям могут быть отнесены:

·        соотношения видов затрат на качество между собой (а соответ­ствии с классификацией);

·        отношение затрат на улучшение качества к величине предпола­гаемой прибыли;

·        отношение потерь от несоответствия к затратам на их устране­ние, а также некоторые другие.

Обычно критерии оценки затрат на качество измеряются в про­центах (%).

Результат оценки затрат на качество может быть представлен в виде таблицы, пример которой дан ниже (табл. 2).

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что анализ и оценки затрат на качество должны быть средством выявления неэффективных или нерезультативных действий в организации, инициировать дей­ствия по улучшению и служить основой для разработки финансовых подходов к инновациям. Кроме того, информация, полученная при анализе и оценивании затрат на качество, обязательно должна пред­ставляться руководству организации для ее учета при анализе им системы менеджмента качества.

Л. Е. Скрилко, к.э.н..

ведущий специалист ООО «Конфлакс»,

г. Санкт-Петербург

Сайт управляется системой uCoz