данный файл скачен с http://sovetnic7.narod.ru/
Анализ системы менеджмента качества
Анализ эффективности СМК
Анализ со стороны руководства (п. 5.6 ГОСТ Р ИСО 9001:2000) проводится в целях выяснения состояния дел с качеством продукции и функционированием системы менеджмента
качества (СМК). Он подготавливается службой качества и завершается составлением отчета по результатам проведенного анализа. В ходе подготовки и проведения анализа решаются следующие задачи:
• получение высшим руководством достоверной информации о возникающих проблемах в области качества, степени удовлетворенности
потребителей
качеством производимой продукции, оказываемых услуг;
• своевременное принятие решения, относящегося к компетенции высшего руководства, по устранению появившихся проблем в области качества и/или их предупреждению;
• целенаправленное выделение ресурсов на достижение установленных целей в области качества, проведение улучшений в СМК;
• выявление процессов, в первую очередь требующих особого управления;
• анализ эффективности и результативности процессов СМК, их пригодности и адекватности.
Анализ со стороны руководства осуществляется с установленной в
документации
СМК периодичностью, которая может быть задана, например, один раз в квартал, а при становлении СМК (определении и описании процессов, разработке и внедрении документов и процедур) — чаще. При эффективном функционировании СМК периодичность проведения анализа может составлять, например, один раз в полгода.
К анализу, возглавляемому генеральным директором, привлекаются все его заместители, директора по направлениям, «владельцы»[1] процессов. Отчет формируется из данных, характеризующих:
• степень достижения установленных (заданных) целей в области качества;
• состояние дел с качеством продукции/услуг;
• удовлетворенность потребителей, в том числе наличие рекламаций, претензий, замечаний и предложений от потребителей;
• результаты аудитов, как внутренних, так и внешних;
• функционирование процессов;
• степень реализации (статус) корректирующих/предупреждающих
действий, выработанных по его результатам предыдущих рассмотрений;
• выполнение решений предыдущих анализов и рекомендаций по
улучшению;
• предложения по изменениям, которые следует внести в СМК с целью ее совершенствования.
Данные для отчета представляются вышеназванными специалистами в сроки, обеспечивающие его выпуск не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом (квартал, полугодие). Примерный состав и формы 1-7 представления таких данных приведены ниже.
Основной наиболее существенный момент процедуры анализа — выявление и озвучивание проблем в области качества, требующих вмешательства или личного участия высшего руководства.
На стадии разработки СМК в данный отчет следует включать сведения о:
• выполнении графика разработки документов;
• степени внедрения процессов и процедур менеджмента качества;
• ресурсном обеспечении проводимых работ.
В дальнейшем, при функционировании СМК, необходимо оценивать;
• степень соответствия результатов процессов на выходе поставленной цели;
• адекватность и выполнимость разработанных процедур;
• выполнение планов или программ качества и т. п.
Четко и однозначно должна представляться информация о рекламациях и претензиях потребителей с указанием: величины затрат на их устранение, принятых мер и степени удовлетворенности потребителей
принятыми мерами.
По результатам внутренних аудитов, по информации о состоянии производственных факторов и качества работ можно составить более полную картину, нежели ранее по отчету о состоянии дел с качеством, и направить усилия специалистов на выработку не только корректирующих действий, но и на идентификацию потенциальных несоответствий, планирование необходимых ресурсов для их исключения.
Значительную помощь в оценке эффективности СМК могут оказать учет и анализ затрат на обеспечение качества, а также учет и анализ сокращения издержек за счет улучшения процессов. Правильный, а главное, своевременный (желательно, еще на стадии планирования процессов) выбор статей затрат, которые можно выделить лишь при наличии на предприятии управленческого учета, позволит при анализе увидеть, насколько эффективна создаваемая система менеджмента качества. Учет затрат на качество поможет оценить, улучшается ли состояние процессов, сокращаются ли издержки производства, достигается ли уменьшение переделок продукции, повышение качества продукции по важнейшим для потребителей показателям (характеристикам), повышение результативности бизнеса, достигаются ли цели в области качества.
Благодаря такому подходу реализуются также требования п. 8.4 «Анализ данных» и п. 8.5 «Улучшения» стандарта ИСО 9001:2000.
При подготовке отчета рекомендуется проводить оценку эффективности корректирующих и предупреждающих мероприятий в отношении наиболее важных проблем, в частности, удалось ли с помощью таких действий устранить несоответствия и правильно установить причины их возникновения, предотвратить потенциально возможные несоответствия.
Степень реализации запланированных мероприятий может быть охарактеризована количественными показателями, выраженными, например, в процентах (70% ... или 90%) или баллах, или же может характеризоваться по принципу «удовлетворительно/неудовлетворительно», «выполнено/не выполнено», что более наглядно и показательно.
Основной метод оценки эффективности — наблюдение (мониторинг) за качеством продукции, состоянием формирующих его факторов (оборудование, оснастка, средства контроля и измерения, компетентность персонала, актуальность нормативной документации и др.), контроль за прохождением и своевременным исполнением «Карточек учета корректирующего/предупреждающего действия». Если проблема не снята, это должно быть отражено в отчете.
Главным инструментом реализации такой оценки служат внутренние аудиты, в ходе которых проверяется выполнение запланированных мероприятий в течение отчетного периода. На производствах, в подразделениях производится анализ процессов со стороны их «владельцев». Результаты анализа с идентифицированными проблемами передаются по установленным каналам связи представителю руководства по качеству.
Если высшее руководство принимает решение о применении метода самооценки или о подготовке к участию в конкурсе на соискание премии Правительства РФ или региональных премий в области качества, то формируемый при этом развернутый «Отчет по самооценке» может заменять анализ СМК. Проведение «самооценки» с применением единого комплекса критериев дает хорошую основу для совершенствования деятельности предприятия по всем направлениям и подразделениям.
Наиболее важным показателем, вокруг которого должна формироваться перечисленная выше информация, является «степень удовлетворенности потребителей». При этом под потребителями понимаются как внутренние потребители, так и внешние. Главное — установить критерии, по которым станет возможным оценивать эту степень. В разработанной автором настоящей статьи «Методике оценки удовлетворенности потребителей» используется, в том числе, подход, реализуемый и в модели EFQM, и в премии Правительства РФ в области качества. Для этого рассматривается критерий 6, относящийся к группе критериев, характеризующих «результаты деятельности организации», и состоящий из двух составляющих:
6а — показатели восприятия качества продукции и услуг организации потребителями;
6б — показатели работы организации по повышению удовлетворенности потребителей.
При этом анализируются показатели, характеризующие лояльность
потребителей
к организации, оцененные посредством опросов, анкетирования, а также внутренние показатели, используемые для мониторинга, понимания, прогнозирования и совершенствования работы организации.
Что же необходимо сделать для того, чтобы важнейший механизм — участие руководства организации в анализе эффективности — заработал? Можно рекомендовать следующее:
• не делать отчет пространным, не помещать в него слишком много информации;
• в обязательном порядке предлагать на «суд» руководству конкретные и животрепещущие проблемы. Возможно, что какие-то из них актуальны и не раз озвучивались в ходе оперативных совещаний. Но, возможно, что в ходе анализа данных, полученных от потребителей в виде замечаний или предложений, и проведения внутренних аудитов будут выявлены еще не озвученные проблемы. Очень важно — суметь их преподнести;
• не менее важно представлять информацию в таком виде, который обеспечивает ее наглядность, убедительность, однозначное понимание. Желательна статистическая обработка информации и представление ее в виде графиков, гистограмм, диаграмм, а также сопоставление представленных данных с их нормативными или запланированными значениями.
Так, например, на одном из предприятий была высокая текучесть кадров, особенно среди специалистов. В отчет на рассмотрение руководству были включены данные о количестве уволившихся сотрудников за отчетный период, а также данные об официальной и действительной причине увольнения. Давалась информация о стаже работы выбывших сотрудников на данном предприятии, о наличии вакансий. Трудно сказать, как это было воспринято руководством, но определенные меры были предприняты, и количество увольняющихся с предприятия несколько снизилось.
Подготовленный директором по качеству отчет предоставляется генеральному директору для оценки состояния СМК и последующее планирование действий, направленных на повышение ее эффективности, достижение поставленных целей, решение выявленных проблем.
Предлагаемый подход в совокупности с собственноручно написанной генеральным директором оценкой (форма 7 отчета) может быть раскритикован коллегами, но это было бы наилучшим вариантом. При этом происходит, в том числе, и реализация принципов TQM, заложенных в новой версии ИСО серии 9000 — ответственность и лидерство руководства, вовлечение персонала.
В дальнейшем, после отработки порядка сбора и анализа информации, внесения ясности в критерии (индикаторы) эффективности и результаты процессов, в отчет нужно вводить конкретную информацию от «владельцев» процессов, сопоставляя «цель процесса — полученный результат» и оценивая, хотя бы по принципу «да/нет», достигнута ли цель или нет.
Форма 1. Качество изготовленной продукции и затраты на качество
1.1. Всего произведено продукции, в том числе с наличием претензий и замечаний от внешних и внутренних заказчиков__________
1.2 Претензии и замечания заказчиков:
Наименование организации, заказчика (№ контракта, партии, заказа) |
Существо замечаний, претензий заказчика (внешнего и внутреннего) |
Причины отклонений |
Принятые меры |
1 |
2 |
3 |
4 |
Форма 2. Информация о состоянии процессов СМК
№ п/п |
Наименование процесса
(уровня) |
Цель процесса |
Результаты на выходе |
Степень достижения поставленной цели |
Проблемы |
Удовлетворенность потребителей
(внутренних) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Форма 3. Финансовые аспекты
В табличной форме представляются: показатели себестоимости по статьям расходов, статьи затрат на качество, заработная плата, затраты на устранение дефектов, потери и т. д. Данные следует приводить в сопоставлении «план-факт».
Форма 4. Состояние СМК
4.1.1 Внутренние аудиты СМК.
4.1.1. Всего за отчетный период проведено внутренних аудитов СМК:_______.
1 Каждый подраздел 4.1, 4.2, 4.3 помещается на новой странице.
4.1.2. Состояние выполнения мероприятий по результатам ранее проведенных внутренних аудитов СМК (невыполненные мероприятия и причины их невыполнения):
_________________________
4.1.3. Проблемы1, выявленные при проведении внутренних аудитов по процессам СМК и требованиям ИСО 9001:2000 и требующие решения на уровне руководства организации:
Наименова- ние требования ГОСТ Р ИСО или про- цесса смк |
Наименование проверенного объекта (подразделения, процес- са) |
Выявленные проблемы |
Предложения по решению
проблем |
Необходимые затраты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4.2. Проблемы, возникающие из решений «Дней качества» и требующие решения на уровне руководства организации:
Существо проблемы |
Предложения по
решению проблемы |
Затраты |
1 |
2 |
3 |
4.3. Внешние аудиты (форма заполняется аналогично п. 4.1).
Форма 5.2 Оценка удовлетворенности потребителей
Получено отзывов |
Предложения потребителей по
улучшению |
Оценка удовлетворенности |
|||||
О качестве продукции |
О качестве услуги |
Получено предложений |
Принято предложений |
Опрошено потребителей |
Получено положительных ответов |
Получено отрицательных отзывов |
Итоговая оценка |
|
|
|
|
Направлено / анкет / |
|
|
|
|
|
|
|
/получено
/ ответов |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 Проблемы перечисляются по степени их значимости и влияния на результаты деятельности организации. В разделе указываются также проблемы, остающиеся актуальными и не снятые с повестки дня.
Форма 6. Достижение установленных целей в области качества
(Указать цели и степень их достижения)
6.1. Выполнение планов (программ) по качеству.
6.2. Предложения по повышению эффективности функционирования СМК, в том числе предложения, выдвинутые персоналом:
Эффективность оценивается по совокупности показателей, основной из которых — удовлетворенность потребителей
Форма 7. Оценка состояния СМК генеральным директором
(Заполняется генеральным директором)
Однако, сколько и что бы мы ни говорили о составе информации, которую надо собирать и анализировать, эффективность системы менеджмента качества только по этим данным не оценить и мерами, выработанными на основе лишь этой информации, не достичь. Со всей очевидностью встает проблема человеческого фактора — вовлечение персонала в работу по качеству, мотивация персонала, поиск рациональных форм и методов поощрения за качество, подачу и реализацию предложений по улучшению и т. п. Нерациональное использование человеческих ресурсов снижает эффективность организации в целом. Поэтому наряду с реализацией процессного подхода, разработкой документов СМК, внедрением внутренних аудитов необходимо вплотную подходить к задаче создания внутренне эффективной организации. Без улучшения внутренней сущности организаций невозможно и улучшение процессов.
2 Анализируется специалистом, закрепленным в СМК за процессами, связанными с потребителями, совместно с представителем руководства по качеству.
Внутренне эффективной организации присуще рациональное использование всех видов ресурсов: трудовых, материальных, финансовых, энергетических. Продукция и оказываемые услуги при этом характеризуются стабильно высоким качеством и минимальным уровнем затрат.
Анализ эффективности СК со стороны руководства
В целях определения и обеспечения постоянной пригодности и эффективности системы качества руководством предприятия проводятся анализ и оценка системы качества в соответствии с положениями стандарта предприятия «Контроль функционирования системы качества». Руководство предприятия анализирует и оценивает функционирование системы качества независимо от других мероприятий по оценке системы качества и ее элементов, осуществляемых службами предприятия в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001.
Система качества оценивается руководством предприятия ежегодно в плановом порядке, а также вне плана по распоряжению генерального директора в случаях снижения спроса на выпускаемую продукцию, ухудшения ее качества, существенных изменений тех или иных условий разработки, производства, проверки и испытаний продукции.
Анализ и оценка системы качества охватывают:
• политику и цели в области качества;
• организационную структуру, в том числе обеспеченность кадрами и ресурсами;
• структуру и степень внедрения системы качества;
• качество выпускаемой продукции;
• отзывы потребителей о качестве продукции;
• состояние процессов производства.
При проведении анализа и оценки особое внимание уделяется процессам и элементам системы качества, а также подразделениям, которые являются источником проблем в области качества. Основными критериями для оценки эффективности функционирования системы качества служат:
• стабильность качества продукции при ее нормальной эксплуатации у потребителя;
• увеличение прибыли в результате повышения качества изготовляемой и поставляемой продукции;
• снижение внутрипроизводственных потерь и послепродажных затрат на обеспечение качества продукции.
Исходные данные, предоставляемые руководству для анализа и оценки системы качества, в обязательном порядке включают те, что представлены в таблице ниже.
Для анализа политики и целей в области качества |
Объем продаж, в том числе по видам выпускаемой продукции, данные по рыночной ситуации, информация об
изменении
социальных условий и требований к безопасности продукции и необходимости ее сертификации |
Для анализа структуры и степени внедрения системы качества |
Результаты внутренних проверок системы качества, результаты аудита, проводимого при сертификации системы качества или ее инспекционном контроле |
Для анализа качества продукции |
Данные о потерях от брака, количестве и значимости дефектов в производстве, данные анализа дефектов, данные о количестве рекламаций |
Для анализа состояния процессов производства |
Показатели стабильности технологических процессов производства изделий, показатели отклонений от установленных технологических процессов |
Для общего экономического анализа |
Показатели, обусловливающие изменение прибыли от функционирования системы качества |
За предоставление данных для анализа политики и целей в области качества отвечает отдел маркетинга. Источниками подготавливаемых отделом маркетинга данных служат результаты его практической деятельности за истекший год.
За предоставление данных для анализа структуры и степени внедрения системы качества отвечают технический отдел и служба качества. Результаты внутренних проверок качества предоставляются только на основании официальных отчетов, оформленных в соответствии с положениями стандарта предприятия «Внутренние проверки качества».
За предоставление данных для анализа качества продукции отвечает ОТК. Данные о браке материалов и комплектующих, изготавливаемых деталей, узлов и конечной продукции, а также о рекламациях подготавливаются в соответствии с требованиями стандарта предприятия «Контроль качества продукции. Управление несоответствующей продукцией. Корректирующие и предупреждающие действия».
За предоставление данных для анализа состояния процессов производства отвечает технический отдел. При подготовке этих данных сотрудники технического отдела руководствуются положениями стандарта предприятия «Управление процессами. Контроль процесса и порядок его изменения».
За предоставление данных для общего экономического анализа отвечают бухгалтерия и экономический отдел. Среди источников получения дополнительного дохода (прибыли) от функционирования системы качества на предприятии могут рассматриваться:
• снижение производственных затрат на исправление дефектов вследствие рациональной организации системы проверок, контроля качества;
• уменьшение потерь от окончательного брака вследствие сокращения случаев нарушения технологических процессов, отступлений от нормативной документации;• снижение непроизводственных потерь, обусловленное уменьшением числа рекламаций и претензий потребителей;
• уменьшение суммы штрафов за поставку недоброкачественной продукции
• уменьшение штрафных санкций за срыв сроков отгрузки продукции;
• снижение стоимости контрольных операций при внедрении методов статистической обработки данных, исключение ряда контрольных операций при стабильном качестве производства;
• снижение трудоемкости производственных процессов вследствие рациональной организации производства продукции;
• предотвращение поступления в производственный процесс недоброкачественного сырья и материалов в результате улучшения материально-технического снабжения и входного контроля;
• увеличение договорных цен за счет повышения качества продукции.
Данные предоставляются руководству предприятия в случае проведения планового анализа до 31 марта за истекший год, а в случае проведения внепланового анализа — в сроки, установленные в распоряжении генерального директора.
Все данные для анализа руководством представляются в сравнении с аналогичными данными за предшествующие периоды времени.
Анализ и оценка системы качества осуществляются в три этапа:
I этап — анализ политики и целей в области качества;
II этап — анализ видов деятельности по функциям и элементам системы качества;
III этап — обсуждение результатов анализа с ведущими работниками предприятия.
Анализ политики и целей в области качества проводит генеральный директор с привлечением технического директора, директора по качеству, финансового директора, начальника технического отдела, начальника отдела маркетинга и главного бухгалтера. По результатам анализа принимается решение о сохранении или изменении политики в области качества и постановке новых целей. Принятое решение служит основой для проведения анализа на последующих этапах.
Анализ видов деятельности по функциям и элементам системы качества проводят представители высшего руководства предприятия, ответственные за закрепленные виды деятельности, с привлечением компетентного независимого персонала по их усмотрению. По результатам анализа и с учетом политики и целей в области качества выявляются несоответствия и проблемы, требующие решения, разрабатываются предложения по совершенствованию системы качества.
Обсуждение результатов анализа с ведущими специалистами и работниками предприятия проводится на заседании Совета по качеству. Сводные материалы для заседания Совета по качеству готовит служба качества вместе с техническим отделом. Заседание Совета по качеству, посвященное анализу и оценке системы качества, проводит генеральный директор предприятия. Замена не допускается. С информацией о реализации политики и целей в области качества за прошедший период, а также об изменении политики в области качества и постановке новых задач выступает генеральный директор предприятия. Представители высшего руководства предприятия излагают результаты анализа по функциям и элементам системы качества, делают выводы об их работоспособности и, при наличии несоответствий и возникающих проблем, предлагают мероприятия по совершенствованию системы качества.
В результате последующей дискуссии и обмена мнениями по рассматриваемым вопросам вырабатывается окончательная оценка эффективности системы качества в целом и ее отдельных элементов, принимаются решения о проведении мероприятий, имеющих значение для всего предприятия, по совершенствованию управления всеми техническими, экономическими, социальными и организационными факторами, влияющими на качество продукции.
Протокол Совета по качеству оформляется в установленном порядке, утверждается генеральным директором предприятия и рассылается всем подразделениям предприятия для сведения и реализации принятых решений. По каждому мероприятию в протоколе определяются сроки исполнения и назначаются исполнители. Утвержденный протокол Совета по качеству имеет силу приказа по предприятию. При необходимости, в развитие протокола Совета по качеству, по отдельным вопросам могут быть выпущены приказы или распоряжения директора
и представителей высшего руководства предприятия.
По результатам анализа и оценки эффективности функционирования системы качества, руководствуясь утвержденным протоколом Совета по качеству, на всех уровнях управления предприятием и во всех подразделениях, ответственных за решение проблем качества, разрабатываются предложения и мероприятия по совершенствованию деятельности в рамках системы качества, а также корректирующие и предупреждающие действия. Разработанные планы мероприятий представляются Директору по качеству не позже, чем через месяц после проведения заседания Совета по качеству.
Сроки и факт выполнения решений, принятых Советом по качеству, контролируются высшим руководством предприятия в установленном порядке. О переносе срока исполнения мероприятия или снятии его с контроля решает генеральный директор предприятия на основании докладной записки руководителя подразделения, поданной до истечения срока исполнения и согласованной с директором по качеству.
Оценка эффективности изменений, внесенных по результатам анализа и оценки системы качества, осуществляется в ходе проведения внутренних проверок качества. Для этого директор по качеству при составлении планов проведения внутренних проверок в обязательном порядке вносит в них задания по проверке подразделений, ответственных за выполнение мероприятий, сроки выполнения которых истекли.
Контроль планов мероприятий, разработанных подразделениями предприятия, в развитие решения Совета по качеству осуществляется:
• руководителями подразделений — выборочно по исполнителям в ходе производственного процесса;
• представителями службы качества и технического отдела — при выполнении их производственных обязанностей;
• комиссией — при проведении внутренних проверок качества.
Анализ эффективности СК со стороны руководства.
Практическая реализация
Систематический анализ системы менеджмента качества со стороны руководства, оценка ее результативности, пригодности и возможностей для улучшения являются одним из требований международного стандарта ИСО 9001:2000, посредством которого осуществляется реализация принципа TQM — принятие решения, основанного на фактах. В отличие от стандарта ИСО 9001:1994, в новой версии четко регламентирована информация, которая должна подвергаться анализу. Пунктом 5.6.2 стандарта ИСО 9001:2000 устанавливаются следующие требования к анализу со стороны руководства: «Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать информацию по:
а) результатам аудитов (проверок);
б) обратной связи с потребителями;
в) показателям процессов и соответствию продукции;
г) статусу предупреждающих и корректирующих действий;
д) последующим действиям, вытекающим из предыдущего анализа со стороны руководства;
е) изменениям, которые могли бы повлиять на систему менеджмента качества;
ж) рекомендациям по улучшению».
В свете процессного подхода система менеджмента качества представляет собой сеть взаимосвязанных процессов. Поэтому оценка ее результативности будет сводиться к оценке результативности процессов. Информация по обратной связи с потребителями является результатом функционирования процессов, связанных с потребителями. Данная информация может быть представлена в виде показателей, характеризующих результативность этих процессов. В качестве примера можно предложить следующие ключевые показатели: коэффициент жалоб от потребителей, коэффициент выполнения дополнительных требований потребителей, индекс удовлетворенности потребителей и т. д. Проведение внутренних проверок также представляет собой процесс, для оценки результативности которого предприятия должны определить показатели.
Таким образом, анализ системы менеджмента качества со стороны руководства — это по существу анализ функционирования процессов предприятия за определенный период времени. Оценка результативности процессов, анализ выполнения предупреждающих и корректирующих действий, намеченных по результатам их функционирования, и
дальнейшее
планирование совершенствования процессов обеспечат постоянное улучшение системы менеджмента качества.
Для оценки результативности процессов предприятиям необходимо
разработать
систему измерений процессов. Вопросы измерения процессов в системе менеджмента качества относятся к наиболее сложным задачам в практическом применении. Особую трудность в измерении вызывают нетехнологические процессы. Самым важным шагом при разработке системы измерений является определение ключевых показателей функционирования процессов. Далее необходимо установить плановые или желаемые значения для показателей, с которыми будут сравниваться фактические значения. Для анализа результатов функционирования процессов можно использовать сравнение с аналогичными параметрами конкурентов, с результатами предыдущего периода или с установленными значениями на основе опыта. Не менее важно определить периодичность контроля, назначить ответственных за
контроль показателей и разработать удобные формы представления результатов.
Документирование этой деятельности на предприятиях, как правило, осуществляется путем оформления отчета по анализу системы менеджмента качества со стороны руководства. Ответственность за формирование данного документа закреплена в стандарте ИСО 9001:2000 (п. 5.5.2) за представителем руководства по качеству.
При подготовке отчета по анализу системы менеджмента качества со стороны руководства представителю руководства по качеству необходимо продумать такую форму представления информации, которая бы обеспечивала краткость изложения, ясность и наглядность: Отчет должен быть таким, чтобы высшее руководство за короткий промежуток времени могло получить всю информацию о функционировании сети процессов предприятия и заострить свое внимание на наиболее важных проблемах, требующих первоочередного решения. С этой целью желательно максимально сократить описательный характер информации и попытаться использовать ее графическое представление. С помощью графиков можно легко отразить тенденции, закономерности, сравнения с предыдущими периодами, уровень достижения запланированных значений показателей и т. д. Так, например, информацию о несоответствиях, выявленных в ходе внутренних проверок, можно представить в виде двух графиков, каждый из которых несет различные смысловые нагрузки (рис. 1).
Рис. 1. Результаты внутренних проверок качества
На первом графике сделан акцент на элементы стандарта, по которым было выявлено максимальное количество несоответствий в ходе внутренних проверок за отчетный период. Динамика отражается путем сравнения с предыдущим отчетным периодом. На втором графике внимание акцентировано на подразделения, в которых были выявлены несоответствия, и по каким элементам имели место несоответствия. При этом количество несоответствий не рассматривается.
Таким образом, используя разнообразные графики и диаграммы, а также различное сочетание цветов, можно ёмко и компактно донести нужную информацию до руководства.
Если необходимо отразить соотношение между различными параметрами, то это можно сделать с помощью круговой диаграммы и различного сочетания цветов. Например, в таком виде можно представить информацию о затратах на качество за отчетный период: распределение затрат на дефекты, профилактику и контроль (рис. 2).
Рис. 2. Распределение затрат на дефекты, профилактику и контроль
Если окажется более важным отразить динамику затрат на качество по каждой из представленных статей, тогда лучше воспользоваться столбиковой диаграммой.
Для эффективного анализа очень важно не только констатировать проблему, например недостижение запланированного результата процесса, рост несоответствий, увеличение расходов, снижение прибыли и т. д., но и выявить причины, которые привели к этой проблеме. Для наглядного рассмотрения факторов влияния и их детализации можно использовать причинно-следственную диаграмму (диаграмму Исикавы). Для представления наиболее значимых причин оптимально подходит диаграмма Парето.
Так, например, если не достигнуто планируемое значение показателя результативности процесса «Продажи», в качестве которого принят объем продаж, то руководителю для принятия решения по корректировке функционирования процесса необходимо владеть информацией о том, какие факторы могли повлиять на результат процесса. Эти факторы влияния на данный показатель могут быть представлены следующим образом (рис. 3).
Рис. 3. Причинно-следственная диаграмма для показателя «Объем продаж»
Все факторы можно разделить на две группы: управляемые и неуправляемые, на которые предприятие воздействовать не может. К управляемым факторам, оказывающим влияние на значение показателя
«объем продаж», относятся: цена продукции, система продвижения и система стимулирования сбыта. Система продвижения главным образом подразумевает грамотно организованную рекламную кампанию. В этой связи она может быть охарактеризована через уровень расходов на рекламу и PR-мероприятия. Система стимулирования сбыта предполагает разработку и использование гибкой системы скидок. Поэтому для ее определения может быть использован уровень предоставляемой скидки на товар. С помощью этих факторов предприятие может оказывать влияние на объем продаж. Для принятия решения по корректировке процесса в целях улучшения его результативности необходимо определить наиболее значимые факторы влияния. Это можно сделать с помощью факторного анализа с использованием корреляционных
функций или с помощью диаграммы Парето, которая ранжирует отдельные области по значимости или важности и позволяет выявить те причины, которые вызывают наибольшее количество проблем. Диаграмма Парето отчетливо иллюстрирует область принятия первоочередных мер. Корреляционная функция показывает степень зависимости между различными факторами влияния и результатами функционирования процессов предприятия. Чем выше значение корреляционной функции, тем большее влияние исследуемый фактор оказывает на результат процесса. Обобщение результатов корреляционного анализа факторов влияния и результатов процесса позволяет выявить ключевые факторы влияния при управлении результатом конкретного процесса (рис. 4).
Рис. 4. Диаграмма Парето
Применение анализа Парето и факторного анализа позволяет судить об обоснованности рекомендаций по улучшению и дальнейшей разработке корректирующих или предупреждающих действий, предлагаемых представителем руководства по качеству в разделе отчета по анализу со стороны руководства. Таким образом, используя подходящие статистические методы при анализе системы менеджмента качества со стороны руководства, можно добиться, чтобы принимаемые управленческие решения базировались не на предположениях, а на реальных фактах.
В заключение хотелось бы отметить, что именно регулярное оценивание состояния функционирования процессов на предприятии, максимально полный учет факторов, влияющих на результаты процессов, постоянный анализ плановых значений результатов процессов будут способствовать повышению результативности системы менеджмента качества и организации в целом.
V. Корректирующие и предупреждающие действия
Согласно современным подходам к менеджменту качества, анализ со стороны руководства — это верификация результативности и эффективности системы менеджмента качества (СМК). Высшее руководство предприятия должно систематически (по сложившейся практике — один-два раза в год) оценивать и подтверждать достигнутые результаты, определять потребность в дальнейших действиях.
Установленная потребность в дальнейших действиях служит отправным пунктом для разработки корректирующих и предупреждающих мер. В прежние годы предприятия при разработке системы обеспечения качества (СОК) в соответствии с предыдущей версией стандартов ИСО 9000, как правило, не испытывали затруднений ни в понимании требований, ни в изложении порядка проведения анализа со стороны руководства и разработки корректирующих и предупреждающий действий. В руководствах по качеству четко излагалась цель анализа, устанавливалась его периодичность, перечислялись необходимые документы для анализа, среди которых были и планы корректирующих и предупреждающих действий. В реальном воплощении такие планы нередко представляли собой набор всевозможных мер, разработанных по принципу, что «в конечном итоге на качество влияет все».
В новой версии стандартов в перечень входных данных для анализа со стороны руководства (п. 5.6.2, абзац «г», ГОСТ Р ИСО 9001-2001 ) включены корректирующие и предупреждающие действия с маленькой добавкой — слово «статус». Что же это меняет?
По версии 2000 г. корректирующие и предупреждающие действия входят в четвертый блок и относятся к процессу улучшения (п.8.5, ГОСТ Р ИСО 9001-2001). Обратившись к определению корректирующих действий, можно констатировать, что их задачи сходны с оперативными, текущими задачами по улучшению, приведению в порядок процессов менеджмента. Что касается задач общего менеджмента, разработка корректирующих мероприятий — родная сестра текущему проблемному планированию. В свою очередь, разработка предупреждающих действий связана со стратегическим планированием в части разработки и реализации политики в области качества и еще глубже привязана к задачам анализа рисков и управления ими.
В свете сказанного становится ясно, что простым перечнем корректирующих и предупреждающих мер при разработке СМК и, тем более, при ее функционировании не обойтись. На основе методов анализа, применяемых на предприятии и освоенных в рамках внедрения СМК для установления причин выявленных и потенциальных несоответствий, могут и должны рождаться документы различного статуса: техническое задание на разработку, техническое предложение, приказ, договор, целевые программы, методики, плановые документы, отчеты и т. д.
По логике процессного подхода входные данные трансформируются в выходные. Поэтому процедура анализа со стороны руководства предусматривает как корректировку выявленных проблем, так и определение новых задач, что инициирует разработку корректирующих и предупреждающих действий на следующий этап.
Типовой стандарт предприятия
«Порядок разработки, реализации
и оценки корректирующих действий»
УТВЕРЖДАЮ
______/ ФИО/
СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ
Порядок разработки, реализации
и оценки
корректирующих действий обозначение
_____________________
обозначение
Введен взамен (впервые) ________
Год разработки
___________________________________
Содержание
1. Область применения
2. Терминология, обозначения, сокращения
3. Ссылки на документы
4. Ответственность
5. Основные этапы работ
5.1. Выявление и анализ несоответствий
5.2. Разработка корректирующих действий
5.3. Реализация, анализ и оценка корректирующих действий
1. Область применения
Настоящий стандарт разработан в целях реализации принципа постоянного улучшения системы менеджмента качества (СМК) и призван обеспечить четкость, прослеживаемость и эффективность предпринимаемых действий по установлению и устранению причин выявленных несоответствий, а также по исключению возможности их повторения.
Документ используется управленческими звеньями всех подразделений предприятия и лицами, привлекаемыми к разработке, реализации, оценке и анализу корректирующих действий.
2. Терминология, обозначения, сокращения
В настоящем стандарте используется терминология ГОСТ Р ИСО 9000-2001:
несоответствие — невыполнение требования (п. 3.6.2);
требование — потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным (п. 3.1.2). Установленным является такое требование, которое определено, например, в документе (п. 3.1.2, примечание 3);
корректирующее действие — действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации (п. 3.6.5). Существует различие между коррекцией и корректирующим действием (п. 3.6.5, примечание 3);
коррекция — действие, предпринятое для устранения обнаруженного несоответствия (п. 3.6.6). Коррекция может осуществляться в сочетании с корректирующим действием (п.3.6.6, примечание 1). Коррекция
может включать, например, переделку или снижение градации (п. 3.6.6, примечание 2).
Кроме того, под ответственностью в настоящем стандарте понимается необходимость отчитываться кому-либо о своих действиях (обязанностях) и компенсировать неисполнение или ненадлежащее исполнение порученного действия.
СМК — система менеджмента качества.
3. Ссылки на документы
ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования.
ГОСТ Р 40.003-2000. Система сертификации ГОСТ Р. Порядок проведения сертификации систем качества и сертификации производств.
4. Ответственность
Ответственность за организацию разработки, обеспечение эффективности корректирующих действий (и в целом — за процесс) несет представитель руководства по качеству. Ответственность перед представителем руководства за разработку, реализацию корректирующих действий несут руководители тех подразделений, где обнаружены несоответствия.
5. Основные этапы работ
5.1. Выявление и анализ несоответствий
В соответствии с требованиями настоящего стандарта должны выявляться все несоответствия, влияющие на функционирование установленных процессов менеджмента качества и на качество продукции в ходе производства, обращения и эксплуатации.
Исходной информацией для выявления несоответствий являются:
• действующая технологическая, конструкторская, нормативная, техническая документация и условия договора;
• организационно-распорядительная документация;
• документация по планированию, в том числе план «Качество»;
• документация, разработанная в рамках системы менеджмента качества (СТП, инструкции и другая документация);
• данные входного контроля;
• протоколы испытаний полуфабрикатов, готовой продукции;
• отзывы, жалобы, требования потребителей;
• сообщения работников (исполнителей);
• акты проверок, отчеты о проверках;
• база данных о качестве (записи о качестве);
• результаты анализа деятельности, в том числе анализа со стороны руководства;
• данные внутренних проверок СМК и другие свидетельства осуществленной деятельности.
Условиями успешной работы по выявлению несоответствий являются:
• заинтересованность всех членов коллектива не скрывать, а выявлять недостатки;
• налаженные взаимоотношения и обмен информацией с потребителями, поставщиками продукции, сырья;
• наличие зарегистрированных и достоверных данных о качестве закупаемых сырья, материалов, услуг;
• накопление и анализ данных испытаний на этапе производства и
готовой продукции;
• наличие результатов измерений процессов;
• систематическое проведение контролирующих мероприятий и анализ их результатов.
Первый шаг при выявлении несоответствия — коррекция, т. е. осуществление оперативных мер по устранению несоответствия. Второй
шаг — установление значимости несоответствия. Ответственность за
проведение
данных работ несет руководитель подразделения, в котором выявлено несоответствие.
Значимость несоответствия может определяться ценой несоответствия, т. е. теми дополнительными затратами, которые необходимы для его устранения, а также степенью потенциального воздействия несоответствия на характеристики продукции, такие, как безопасность, надежность, срок эксплуатации и т. д.
Значимость несоответствий, связанных с дефектностью продукции, может определяться по разработанному предприятием классификатору
дефектов в рамках процесса СМК «Управление несоответствиями». Значимость несоответствий, выявленных в процессах СМК, может определяться на основе требований, установленных в ГОСТ Р 40.003-2000 для целей сертификации СМК. При этом несоответствия могут классифицироваться как значительные и малозначительные несоответствия.
Значительное несоответствие в СМК — отсутствие или полное нарушение требования к процессу менеджмента качества, которое не может быть исключено.
Малозначительное несоответствие в СМК— упущение в функционировании системы качества, которое может отрицательно повлиять
на качество продукции или выполняемых работ.
Наряду с установлением значимости несоответствия определяются
причины его появления. Причины несоответствия устанавливаются отдельным лицом или группой лиц, ответственной за процесс, разработку или ведение указанной выше информации, содержащей данные о качестве, и владеющей современными методами анализа.
Схема поэтапного выполнения работ представлена ниже.
Установленные причины несоответствия должны быть ранжированы. Затем значения несоответствия и меры по ликвидации причин несоответствия должны быть соизмерены.
При назначении корректирующих действий принимаются во внимание следующие обстоятельства:
а) финансовые ресурсы;
б) временные ресурсы;
в) неблагоприятный маркетинговый прогноз: отсутствие перспектив в поддержании (увеличении) уровня реализации данной продукции;
г) отсутствие сырья необходимого уровня качества;
д) отсутствие возможности набрать кадры с необходимым уровнем подготовки;
е) социально-психологический климат на предприятии;
ж) возможности технологического метода и оборудования.
5.2. Разработка корректирующих действий
Разработка корректирующих действий предусматривается условиями функционирования СМК, а именно процессами управления несоответствиями, анализа данных, внутреннего контроля самой системы, формирования плана по качеству, а также условиями заключаемого договора на поставку. Побудительным мотивом для разработки корректирующих действий служит, в частности, наличие жалоб потребителей.
Перечень корректирующих мер, как правило, зависит от технологии общего менеджмента и стиля руководства на предприятии. При отсутствии внешних возмущающих воздействий набор корректирующих мер, базирующийся на технологии «управления по результатам», может включать следующие аспекты:
• совершенствование обучения, расстановки кадров;
• внедрение современных форм организации и оплаты труда;
• постановка задач по корректировке технологии, конструкции;
• оптимизация номенклатуры и качества сырья и материалов;
• применение новых форм и методов реализации товара;
• пересмотр норм прибыльности предприятия;
• моделирование действий в нештатных ситуациях;
• набор решений в нештатных ситуациях (нештатная ситуация — набор обстоятельств, мешающий исполнителю надлежащим образом и в срок выполнить порученное задание).
Корректирующие действия разрабатываются адресно, т. е. для конкретного несоответствия, с установлением ответственных лиц за их реализацию, с определением сроков выполнения работ.
Обработанная информация о причинах несоответствий и предлагаемые корректирующие действия с учетом обстоятельств, позволяющих их реализовать, поступают для согласования и утверждения уполномоченным на это ответственным лицам. После утверждения необходимые корректирующие действия могут быть оформлены в виде:
• приказа, распоряжения руководства или начальника подразделения;
• планового документа с определением затрат и источника инвестиций для проведения работ;
• документированной процедуры, содержащей набор требований, правил, методов и т. д.
Утвержденный документ, содержащий необходимые корректирующие действия по устранению несоответствия, рассылается всем заинтересованным руководителям и исполнителям работы. Изменения к принятому документу вносятся в установленном порядке.
5.3. Реализация, анализ и оценка корректирующих действий
Ресурсное обеспечение работ по реализации корректирующих действий возлагается на соисполнителей, руководителей соответствующих служб и цехов.
Определение затрат и оценка эффективности проводимых мероприятий возлагаются на экономические службы предприятия или подразделение, ведущее управленческий учет затрат на качество.
Контроль за реализацией корректирующих действий осуществляет служба качества.
Ответственный исполнитель, когда отдельные этапы работы или намеченные сроки не могут быть выполнены, ходатайствует перед представителем руководства по качеству о выделении дополнительных ресурсов (человеческих, временных, материальных, финансовых).
После выполнения корректирующих действий проводится оценка их результативности, а при наличии необходимых данных рассчитывается их эффективность. Корректирующие действия считаются результативными, если выявленное несоответствие больше не повторяется. При повторении несоответствий корректирующие действия признаются неэффективными и разрабатывается другой вариант устранения причин несоответствий.
Документы по разработке и реализации корректирующих действий используются при анализе со стороны руководства.
Документы по разработке и реализации корректирующих действий хранятся в соответствующих подразделениях и службе качества. Срок хранения документации — не менее трех лет.
Типовой стандарт предприятия
«Порядок выявления потенциальных несоответствий,
разработки и реализации предупреждающих действий»
УТВЕРЖДАЮ
_______/ФИО/
СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ
Порядок выявления потенциальных несоответствий, разработки
и реализации предупреждающих действий
______________________
обозначение
Введен взамен (впервые) _
Год разработки
_________________________________
Содержание
1. Область применения
2. Терминология, сокращения, обозначения
3. Ссылки
4. Ответственность
5. Организация работ
5.1. Порядок выявления потенциальных несоответствий и их причин
5.2. Разработка и оценка вариантов предупреждающих действий
5.3. Реализация, анализ и регистрация предупреждающих действий
1. Область применения
Настоящий стандарт содержит требования по определению потенциальных несоответствий, выбору, оценке необходимости осуществления действий, предупреждающих появление несоответствий, отклонений, дефектов в продукции, процессах системы менеджмента качества.
Стандарт является обязательной документированной процедурой системы менеджмента качества и направлен на реализацию принципа постоянного улучшения.
Документ применяется руководителями служб, цехов, специалистами, участвующими в установлении причин потенциальных несоответствий, разработке и оценке эффективности предупреждающих действий.
2. Терминология, сокращения, обозначения
В стандарте используются термины, приведенные в ГОСТ Р ИСО 9000-2001:
Предупреждающее действие — действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации (п. 3.6.4).
Корректирующее действие — действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной причины (п.3.6.5).
Примечания к п. 3.6.4 ГОСТ Р ИСО 9000-2001:
У потенциального несоответствия может быть несколько причин.
Предупреждающее действие предпринимается для предотвращения возникновения события, тогда как корректирующее действие — для предотвращения повторного возникновения события.
Документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности (корректирующих, предупреждающих действий), относится в системе менеджмента качества к записям о качестве.
СМК — система менеджмента качества.
3. Ссылки на документы
ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования.
4. Ответственность
Ответственность за проведение работ по определению необходимости в предупреждающих действиях и утверждение выбранного варианта действий несет представитель руководства по качеству.
Ответственность за оценку потенциальных причин несоответствий, выбор предупреждающих действий несет руководитель сформированной группы по разработке предупреждающих действий.
Ответственность за своевременность реализации, анализ предупреждающих действий несут руководители подразделений, где предпринимаются эти действия.
5. Организация работ
5.1. Порядок выявления потенциальных несоответствий и их причин
Работы по выявлению потенциальных несоответствий проводятся в целях обеспечения стабильного качества продукции, процессов и воплощения принципа постоянного улучшения.
Основное направление реализации данных требований — выявление потенциальных несоответствий и их причин, препятствующих улучшению качества всех составляющих СМК. Работа должна осуществляться систематически на плановой основе.
Для выявления потенциальных несоответствий создается специальная рабочая группа с включением в нее специалистов, владеющих методами стратегического проблемного планирования, методами причинно-следственного анализа и анализа рисков, а также специалистов, знающих систему процессов предприятия и их взаимосвязи.
В первую очередь анализу подлежат процессы, вызывающие сомнение в их надежности и точности и обладающие низкой контролепригодностью. Объектами анализа являются:
• информация от потребителей;
• информация о результатах приемки продукции;
• разрешения на отклонения;
• данные технического обслуживания оборудования;
• материалы передового опыта, к которым относятся данные об используемых передовых методах технологии, испытаний, о применяемом оборудовании, упаковке, методах доставки и т. д.;
• данные анализа СМК со стороны руководства;
• акты и отчеты о проверках;
• результаты мониторинга, измерений процессов;
• технико-экономические показатели предприятия и др.
Анализ проводится специалистами группы, освоившими методы анализа, в соответствии с конкретными заданиями руководителя группы (см. таблицу).
Выводы по результатам анализа могут содержать много вариантов причин потенциальных несоответствий, что предопределяет и наличие вариантов предупреждающих действий.
5.2. Разработка и оценка вариантов предупреждающих действий
Разработку и выбор предупреждающих действий ведет созданная рабочая группа или служба качества с привлечением необходимых специалистов.
При разработке предупреждающих действий необходимо соизмерять значимость несоответствий, затраты на предупреждение и ожидаемый эффект. Выбор варианта предупреждающего действия, по существу, представляет собой выбор оптимального управляющего решения и может осуществляться с использованием методов принятия эффективных управленческих решений: аналитического, статистического, матричного, математического программирования и других методов.
При выборе предупреждающего действия необходимо ориентироваться на приоритеты предприятия: общую политику, политику в области качества, ее цели и задачи, а также на возможности предприятия, как технологические, так и финансовые, и кадровые.
Предупреждающие действия в зависимости от объекта воздействия могут оформляться в виде планов, целевых программных документов, технических заданий на разработку, договоров с другими организациями и других форм, а также могут быть составными частями существующих плановых документов предприятия, например, разделом программы «Качество».
При разработке плановых документов необходимо определить затраты и ресурсы на реализацию предупреждающего действия. Окончательный выбор для реализации предупреждающего действия базируется на соотношении необходимых затрат и ожидаемого эффекта.
5.3. Реализация, анализ и регистрация предупреждающих действий
Как правило, на предприятии определен порядок планирования, реализации и оценки ряда предупреждающих действий. К таковым относятся:
• планово-предупредительный ремонт оборудования;
• калибровка, поверка средств измерений;
• повышение квалификации персонала;
• профилактические мероприятия по повышению безопасности работ и др.
Предупреждающие действия, как и корректирующие, разрабатываются адресно с установлением ответственных лиц, соисполнителей, сроков выполнения. Однако сроки выполнения отдельных мероприятий могут быть не конкретизированы, так как выполнение поставленных задач часто бывает сопряжено с непредвиденными или неучтенными обстоятельствами.
Плановые задания по предупреждающим действиям выдаются исполнителям, соисполнителям работ. Руководитель подразделения организует выполнение работ. Экономическая служба предприятия или цеха осуществляет оценку затрат и эффективность выполненных работ.
По завершении работ ответственный исполнитель подразделения, где осуществлено предупреждающее действие, представляет отчет вышестоящему руководителю и в службу качества. Форма отчета должна быть регламентирована в обязательном документе СМК «Записи о качестве». Контроль за ходом выполнения работ и представлением отчетности осуществляет служба качества.
Служба качества обобщает собранные отчеты и представляет полученные результаты руководству для анализа.
Для успешной реализации планов необходимо предусмотреть формы стимулирования их выполнения, так как разработка эффективных предупреждающих действий представляет собой довольно сложный и ответственный процесс.
Последовательность и детали выполнения описанных выше (п. 5.1-5.3) операций сведены в таблицу.
Таблица. Последовательность выполнения и содержание работ по разработке и реализации предупреждающих действий
Этапы работ |
Содержание и последовательность работ |
1 . Выявление потенциальных несоответствий и их причин |
Формирование группы по выявлению потенциальных несоответствий
Постановка задачи по срокам работ Сбор информации Анализ информации: • тенденции развития изделия (процесса), опыт отечественных и зарубежных предприятий; • требования, жалобы потребителей; • данные испытаний, измерений продукции и процессов; • данные анализа СМК Выявление проблем, которые могут повлиять на качество
Структуризация проблем и установление их причин |
2. Разработка и оценка вариантов предупреждающих
действий |
Определение технологии разработки действий по предупреждению: а) для чего делать (решение какой проблемы); б) что (название объекта, объектов); в) как делать (способ, форма); г) для кого делать (потребители процесса); д) с какими затратами; е) где (место осуществления); ж) кто будет делать (исполнители); з) что это даст (эффективность) Выбор метода для оптимального решения проблемы
Составление вариантов предупреждающих действий Анализ ресурсных возможностей и выбор предупреждающего действия Анализ условий реализации выбранного действия Выбор формы документа (программа, план, техническое задание) |
3. Реализация, анализ, регистрация предупреждающих
действий |
1 . Доведение до исполнителей задания (плана, программы) 2. Мотивация выполнения плана, задания (установление стимулов к реализации) 3. Организация выполнения мероприятий на объекте. Для наглядного
представления и увязки работ рекомендуется построение оперограммы 4. Организация учета и контроля выполнения планов, регулирование
процессов, связанных с изменением внешних условий и внутренней среды 5. Сбор информации о выполнении предупреждающих действий 6. Определение эффективности выполненных работ 7. Документирование проведенных этапов работ и полученных
результатов |
[1]
«Владелец» процесса — должностное лицо, несущее ответственность за разработку и организацию выполнения процесса в соответствии с его целями в области качества, а также за его конечный результат.